четверг, 28 марта 2013 г.

Виртуальная экскурсия "В страну крутых гор". Мероприятие проходило в рамках Международного конкурса библиотечных проектов по продвижению литературного наследия Расула Гамзатова.

26 марта 2013 в библиотеке им. Т.Г.Шевченко для учащихся 7- Б и 9 - А класса УВК
 г. Краматорска прошла виртуальная экскурсия "В страну крутых гор " .Учащиеся познакомились с одним из замечательных произведений художественной прозы Расула Гамзатова "Мой Дагестан", прослушали стихотворения, просмотрели документальный фильм "Наш Дагестан", а также прослушали замечательные песни на слова поэта : "Всадник пришпорь скакуна" в исполнении Марины Матаевой ( музыка К .Магомедова) и "Журавли"  в исполнении Марка Бернеса ( музыка Я .Френкеля).
Всего присутствующих было - 47 человек.В заключение  мероприятия самые активные участники получили  закладки серии «Рецепты доброты и дружбы», на которых  размещены замечательные стихи-обращения поэта о нравственных ценностях Земли. Мне очень понравились эти стихи, которые не могут ни запасть в душу. Я уверена, что много нового и полезного можно  взять из этих стихотворений  для своей жизни. И я очень благодарна организаторам и помощникам этой акции, которая  просвещает нас в нашей духовной составляющей и открывает нам великого поэта, Расула Гамзатова.
Садовая Светлана -  заведующая библиотекой им. Т. Г. Шевченко ЦСПБ. г. Краматорска Донецкой области
 




 
 
 
 
 
            Расул Гамзатов называл себя поэтом, “воспевающим горы Дагестана”. “Дагестан”– в переводе на русский язык – это “страна гор”. Еще эту республику называют “горой языков”. Действительно, там живут и трудятся десятки разноязычных народностей. Дагестан в прошлом напоминал кость, брошенную собакам на растерзание… Неизвестно, чего больше, пота или крови, пролилось здесь. Прав поэт, когда отмечает, что не пером, не чернилами написана история его народа, а рубцами сабельных ран и ожогами от неприятельских пожарищ…
Поэт показал красоту и мудрость своего народа, его обычаи, ввел в стихи пословицы, сказки, то есть изобразил Дагестан “изнутри”. Патриотическое чувство поэта – не только сыновняя любовь к своему народу, к родным горам, но и ощущение неразрывного единства со всей великой Родиной. “Кремль и аул – два крыла птицы и две струны моего пандура”, – заявляет он.
 Поэт в ранней молодости выдвинул перед собой задачу – прославить свой скромный народ, свой прекрасный Дагестан на весь мир. Чтобы все– весь мир, все человечество – знали, что на этом голубом шаре существует и такая земная точка, которая зовется Дагестаном и которая внесла в сокровищницу мировой цивилизации целое жемчужное ожерелье, блещущее, словно солнечные горные вершины, – свой поэтический вклад. Нелегкая эта была задача. Но он своего достиг и мог гордится плодами своего труда.
Мой Дагестан
 Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далёкий тебе полюбился?"
 На гору взошёл я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув,
Дагестану ответил:"
Немало краёв повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблёкнет стократ повторённое слово.
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом вдали отзываться.
 Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,Тебе,
Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
 Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И всё же, вернувшись к тебе из чужих,
Далёких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых
Вот почему поэт из подоблачного аула Цада жил и трудился с неизменным сознанием того, что он – в ответе за всю державу в целом. Землю уберечь, дом сохранить, величие народа приумножить. Для этого, считали горцы в прошлом, следует иметь большие кинжалы. А теперь мы силу и жизнестойкость видим в большой дружбе, которую так убедительно воспевает Гамзатов:
 
                     Без дружбы погиб бы мой малый народ,
 
                     Великий лишь тем, что любовью живет.
 
                     Нам верная дружба и песня о ней
 
                    Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.
 
         
           .
     В исполнении библиотекарей   звучат стихи Гамзатова: «Люблю тебя, мой Дагестан», «Мой Дагестан», «О Родине», «Родина», Благодарю кремнистый край родной».   

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница